Имеет ли Яндекс медийное влияние?

В 1997 году, когда был открыт www.yandex.ru, такой вопрос в принципе не мог появиться. Поиск в интернете тогда воспринимался только как технологический сервис.
Тогда же была опубликована первая версия документа «Лицензия на использование поисковой системы Яндекса», в котором, в частности, было описано отношение Яндекса к индексируемой информации: «Яндекс индексирует сайты, созданные независимыми людьми и организациями. Мы не отвечаем за качество и содержание страниц, которые вы можете найти при помощи нашей поисковой машины. Нам тоже многое не нравится, однако Яндекс — зеркало Рунета, а не цензор».
Поиск в интернете реализует право доступа человека к информации. Мы стремимся, чтобы база нашей поисковой системы была как можно более полной и актуальной. Пока информация есть в Cети, мы должны ее находить. Поэтому все претензии по поводу нахождения того или иного контента мы всегда предлагаем направлять в адрес владельцев сайтов, на которых этот контент размещен. Ответственность поисковой машины здесь в том, чтобы оперативно убрать информацию из индекса в случае, если она была убрана с сайта.
Поиск в интернете — сервис индивидуальный: пользователь видит ответ именно на тот вопрос, который он задал, и не знает, что спрашивает другой пользователь. Таким образом, результат работы поисковой машины не оказывает медийного влияния — если, конечно, не будет целенаправленно растиражирован средствами массовой информации. Но это уже выбор самих СМИ, а не поиска.
За прошедшие годы аудитория интернета выросла на порядки — количество пользователей в России уже превысило 40 млн. А в Яндексе появилось много новых популярных сервисов. И сегодня возникает вопрос: каково медийное значение портала?
Этот вопрос требует уточнения. Яндекс состоит из большого числа разных сервисов и страниц. Некоторые из них посещаются миллионами пользователей ежедневно, а на некоторые заходят несколько человек в год. По факту медийное влияние имеют только несколько действительно популярных страниц, которые вся аудитория видит одинаково: главная страница Яндекса и страницы, на которые можно попасть по ссылкам, на ней расположенным (находящимся «в одном клике»). Большинство же страниц портала по-прежнему являются страницами индивидуального спроса: страницы выдачи поиска и других сервисов, добраться до которых можно лишь набрав запрос или прокликав по навигационным ссылкам.
Мы отдаем себе отчет в своей широковещательности и понимаем, что страница, посещаемая миллионами, является усилителем любой информации. Поэтому мы очень тщательно подходим к отбору и содержанию блоков, которые размещаются на первой странице Яндекса — будь то новости, реклама, примеры запросов в строке поиска и т. д. Например, для блоков новостей и блогов алгоритмы настроены так, чтобы отражать то, о чем пишут большинство журналистов и блоггеров, в тех нейтральных формулировках, которые максимально близки к фактам, а не к оценкам.
Но в отличие от того, что принято называть средством массовой информации, у нас нет позиции, мы не имеем содержательного мнения по поводу того или иного события, не выносим суждений и не занимаемся аналитикой. Наша «редакционная политика» — это содержательная нейтральность и статистическая обработка информации.
По умолчанию мы считаем, что наша целевая аудитория — все пользователи интернета, любого пола и возраста. Поэтому к размещаемому на наших страницах контенту мы порой предъявляем требования даже строже, чем явно прописанные в законодательстве. Так, мы стараемся оберегать детей от недетского контента — на массовых страницах работают фильтры мата и порно, а содержание рекламных баннеров проверяется на корректность и уважительное отношение ко всем сегментам нашей многообразной аудитории.
Таким образом, Яндекс как поисковый сервис обеспечивает индивидуальный доступ к информации. Вместе с тем мы осознаем, что наиболее популярные страницы портала по факту получают медийное влияние. К ним мы относимся особенно ответственно, стараясь на основе статистики обеспечить нейтральность и максимальную информативность.
26.05.2009