Технология Крипта

Крипта позволяет Яндексу и его партнерам показывать каждому из миллионов людей, которые заходят на сайты сервисов Яндекса и его партнёров, наиболее актуальную рекламу. Другими словами, эта технология даёт рекламодателям максимально точно таргетировать свою целевую аудиторию. Выяснить, принадлежит ли пользователь к такому сегменту, Крипта может по его поведению в интернете.
Система специально устроена так, что Крипта не получает напрямую идентифицирующую людей информацию и тем более не передаёт её рекламодателям. Каждый пользователь для неё — это набор идентификаторов. Крипта может с высокой вероятностью предположить, что пользователю с таким-то идентификатором может быть интересно такое-то предложение, — но кто этот человек, как его зовут и тому подобное, она не знает.

Возможности Крипты

Наборы информации о пользователях
Крипта работает на основе различных методов машинного обучения. Чтобы установить признаки, по которым человека можно отнести к какой-либо группе, она исследует сетевое поведение её типичных представителей
Типичных представителей групп, например покупателей кормов для животных, Яндекс ищет с помощью маркетинговых агентств. Для успешного обучения Крипте нужно проанализировать поведение как минимум 30 тысяч таких пользователей. Как показывают эксперименты, этого количества уже достаточно для получения надёжного результата. Разумеется, все данные Яндекс получает в обезличенном виде.
: какие слова они используют в запросах, сколько запросов задают за сессию, какие сайты посещают, в какое время суток выходят в интернет и т. д. — всего около 300 факторов.
Затем Крипта рассчитывает значимость каждого фактора для конкретного сегмента пользователей. В итоге получается формула, с помощью которой вычисляется вероятность принадлежности пользователя к данной группе. Эти данные пересчитываются каждый день, чтобы успевать реагировать на изменения в интересах людей. Например, если переход в другую возрастную группу требует времени, то стать автолюбителем можно очень быстро. Сама формула тоже время от времени проверяется и, если нужно, корректируется. Таким образом, набор данных о пользователе носит вероятностный характер и не содержит какой-либо точной информации о пользователе.
«Склейка» профиля из идентификаторов браузеров и устройств
Как уже было сказано выше, пользователь для Крипты — это не конкретный человек с именем и фамилией, а набор идентификаторов. Но почему набор? Дело в том, что каждое устройство и браузер, которым человек пользуется для выхода в сеть, имеет свой уникальный идентификатор — файл cookie, который сайты используют, чтобы узнавать пользователя и, например, не спрашивать каждый раз пароль для входа. Свои идентификаторы есть и у приложений — если приложение (например, Карты или Навигатор) отправляет данные на сервера Яндекса, информацию из его идентификатора Крипта тоже учитывает.
Крипта умеет определять, что все эти идентификаторы принадлежат одному пользователю. В результате их «склейки» можно получить более полный набор идентификаторов и распределять рекламные сообщения между устройствами и приложениями пользователя.
Для «склейки» применяются два метода — вероятностный и факторный.
Первый позволяет предположить, что два устройства принадлежат одному человеку, если поведение их пользователей очень похоже.
Второй работает с более явными свидетельствами — например, фактором для «склейки» идентификаторов устройств может быть использование одного и того же логина на каком-нибудь сервисе.
Правда, даже такой фактор нельзя трактовать однозначно, ведь одним логином часто пользуются несколько человек, члены семьи или коллеги. Поэтому на последнем этапе «склейки» производится обратный процесс, «расклейка» — устранение лишних и ненадёжных связей.

Применение

Данные Крипты о социально-демографических характеристиках аудитории учитываются при отборе контекстных объявлений, которые показываются на сайтах Рекламной сети Яндекса. В медийной рекламе Крипта применяется для показа баннеров людям определенного пола и возраста или, например, только тем, кто почти не смотрит телевизор.
Крипта применяется и в других инструментах для рекламодателей. С её помощью бизнес может показывать свои предложения пользователям, которые похожи на людей, уже ставших его клиентами, и выделять другие сложные сегменты пользователей — для кампаний в Директе, а также в каналах персональной коммуникации. Кроме того, Крипта умеет определять актуальные координаты — их можно использовать для таргетирования кампаний на конкретные районы.