Результаты поиска

Страница результатов поиска — это ответ Яндекса на вопрос, который пользователь задал в поисковой строке. Она содержит не только ссылки на страницы, на которых нашлась нужная информация, но и дополнительные ответы, которые могут быть полезны пользователю — например, краткую справку об объекте, подходящий колдунщик или контекстные объявления Директа. Яндекс ведёт параллельный поиск по разным массивам информации, и на странице результатов поиска могут появляться картинки, видео и карты, музыкальный плеер, ссылки на товары на Маркете и другие данные. Перейти к ответам другого сервиса можно с помощью вертикального меню в левой части страницы.
Этот текст рассказывает о том, как выглядят и как устроены результаты поиска по интернету — сниппеты сайтов, найденых по запросу пользователя.
Сниппет — это ссылка на найденную в интернете страницу, с заголовком, небольшим текстом, содержащим основную информацию о документе, и специальными элементами, которые могут меняться в зависимости от типа запроса.

Формирование сниппета

Яндексу важно не просто показать релевантные ответы, но и описать их максимально информативно — так, чтобы пользователь мог понять, какой ответ подходит ему лучше всего сразу, не тратя время на переходы по нескольким ссылкам.
Для заголовка результата поиска Яндекс чаще всего использует заголовок самого документа. Если он слишком длинный, система выбирает фрагмент, который больше всего подходит по смыслу к заданному запросу. Бывает, что у документа нет заголовка или заголовок не соответствует содержанию. Например, названия файлов в формате doc или pdf часто короткие и малоинформативные. В таких случаях Яндекс создаёт заголовок самостоятельно, основываясь на текстах ссылок на документ, заголовках в самом тексте документа и его содержании.
Для формирования описания страницы программа выбирает все фрагменты текста документа со словами из запроса. Каждый из таких фрагментов разбивается ещё на несколько частей — например, со словами из запроса в начале, в конце и в середине. Затем программа сравнивает их между собой и выбирает лучшие — они и попадают в сниппет.
При этом учитываются несколько десятков факторов. Одни из них повышают шансы попадания фрагмента в описание, другие — наоборот. Например, если слово содержится в длинном предложении, высока вероятность, что это часть повествования, а не навигационная ссылка. Значит, это хороший фрагмент для сниппета. Кроме того, Яндекс старается выбирать фрагменты из разных частей текста — так можно полнее описать содержание страницы. А вот фрагмент, схожий с заголовком текста страницы, вряд ли окажется в описании — чтобы не дублировать информацию.
Для каждого фактора компьютерная система рассчитывает коэффициент. С помощью машинного обучения она учится сама понимать значимость факторов, основываясь на данных от специалистов-асессоров. Они просматривают некоторые наборы сниппетов, вручную разделяют их на хорошие и плохие и сообщают эти оценки системе. Затем система уже без помощи людей строит формулу, по которой создает сниппеты.
При ответе на общие, неоднозначные запросы в сниппеты попадают уточняющие слова. Например, описания результатов поиска по запросу [буратино] будут встречаться слова «сказка», «мюзикл» и «огнемётная система». О том, какие слова помогают пользователю сориентироваться, Яндекс узнаёт, анализируя то, как люди переформулируют и уточняют свои запросы, и рассчитывая значимость этих уточнений.

Оформление сниппетов

Сниппет оформляется так, чтобы пользователю было легче его воспринимать. Заголовки выделены синим цветом — так традиционно выделяются ссылки в текстах веб-страниц. Узнать знакомый ресурс помогает небольшой фирменный значок сайта, слева от заголовка. Если заголовок или текст описания содержит прописные буквы, Яндекс старается сделать их строчными — так проще читать.
Чтобы было легче «зацепиться глазом», все слова из запроса в результатах поиска выделены жирным шрифтом. При этом Яндекс умеет сопоставлять аббревиатуры и их расшифровки, полные имена, сокращения и инициалы, числа и их текстовое написание. Например, по запросу [петр 1] Яндекс найдет документы, которые содержат и «Петр I», и «Петр первый», и выделит в сниппетах разные варианты написания имени.

Дополнительная информация в сниппете

Яндекс старается сделать так, чтобы пользователи могли быстро найти ответ — иногда даже сразу на странице результатов поиска. Для разных ответов нужна разная дополнительная информация. Например, если человек задаёт в запросе название организации, возможно, ему нужно узнать, где она находится или как с ней связаться. Чтобы не пришлось тратить время на поиски страницы с контактами на сайте организации, Яндекс добавляет в сниппет её телефон, физический адрес и кнопку, открывающую карту с нужным объектом.
Если Яндексу известна структура сайта, он показывает её пользователю. Под описанием появляются ссылки на его наиболее посещаемые страницы (например, «Контакты», «Галерея» или «Каталог товаров») — чтобы при желании пользователь мог перейти в нужный раздел, тратя меньше кликов и трафика. А адрес документа Яндекс преобразует в навигационную цепочку — названия разделов и подразделов сайта, из которых состоит путь до документа.
Для некоторых предметных областей Яндекс добавляет в ответ специальную информацию. Например, пользователь, который ищет какой-нибудь товар, увидит рейтинг магазина-продавца с Яндекс.Маркета, а ответ на запрос с моделью автомобиля будет содержать объявления о продаже подходящих машин. Благодаря таким сниппетам пользователь экономит время и трафик, а организация получает посетителя сайта, заинтересованного именно в её услугах.
Владельцы сайтов могут улучшить представление своих ресурсов в результатах поиска Яндекса. Множество инструментов для этого есть на сервисе Яндекс.Вебмастер.