Поисковые подсказки

Когда пользователь начинает вводить запрос в поисковой строке Яндекса, поисковик показывает несколько наиболее популярных запросов, начинающихся на уже введённые буквы, — это поисковые подсказки. Поисковые подсказки помогают сэкономить время — можно не печатать запрос целиком. Яндекс понимает, какие показать подсказки, даже если пользователь забыл сменить раскладку клавиатуры или опечатался.

Подготовка подсказок

Список, из которого берутся поисковые подсказки, формируется после фильтрации всего потока запросов пользователей к Яндексу (а ещё из названий энциклопедических статей, музыкальных произведений и другого подходящего контента). Запросы проходят дюжину фильтров, каждый из которых отсеивает запросы по нескольким условиям. Например, убирает очень редкие запросы или содержащие ненормативную лексику. Вместе с фильтрацией запросов в них исправляются опечатки. В итоге остаются более сотни миллионов запросов.
Среди оставшихся запросов ищутся похожие, чтобы объединить их в группы. Например, некоторые пользователи спрашивают [подарки на 8 марта], а некоторые [подарки к 8 марта]. По смыслу запрос не отличается, и, когда пользователь набирает только «подарки», Яндекс показывает наиболее популярный вариант. В данном случае с предлогом «на». Конечно, если человек продолжит писать «подарки к», то появится соответствующий набор подсказок. К группировке запросов подходят очень аккуратно — запросы, которые кажутся похожими машине, не всегда похожи для человека. Чтобы два запроса объединились в одну подсказку, они должны не только мало различаться по написанию, но и вести на одинаковые результаты поиска.
Поскольку постоянно появляются новые популярные запросы, список поисковых подсказок регулярно обновляется — не реже, чем раз в день. Запросы, потерявшие актуальность, удаляются.
Для запросов о событиях и происшествиях, произошедших только что и заинтересовавших большое количество пользователей, у Яндекса есть «быстрый» список подсказок. Он обновляется раз в полчаса. Запросы для этого списка отбираются по сложной формуле, которая учитывает, насколько резко вырос поисковый интерес к теме, как много появилось новостных сообщений и постов в блогах и т.д.
В некоторых случаях уже на этапе набора запроса можно с большой вероятностью сказать, что хорошим ответом пользователю будет определённый сайт. Тогда среди поисковых подсказок появится ещё и навигационная — адрес такого сайта. Например, уже по первым буквам запроса [википедия] первой подсказкой будет ru.wikipedia.org. При выборе навигационной подсказки пользователь сразу попадает на соответствующий сайт.

Появление подсказок

Пока пользователь вводит запрос, ему показывается в среднем десять наборов подсказок. За целый день всем пользователям Яндекс показывает подсказки более миллиарда раз.
Как и ответы поиска на yandex.ru, поисковые подсказки зависят от региона пользователя. Например, начиная писать запрос [кинотеатр] или [ресторан], петербуржец и москвич наверняка будут иметь в виду заведения в их городе. И подсказки им нужны для Санкт-Петербурга и Москвы соответственно. Для каждого региона есть свой список поисковых подсказок, основанный на запросах из этого региона.