Содержимое ответа
Сигматизм — это нарушение произношения свистящих ([С], [З], [Ц]) и шипящих ([Ш], [Ж], [Ч], [Щ]) звуков. При сигматизме эти звуки произносятся искажённо либо совсем выпадают из речи. 32
Некоторые виды сигматизма:
- Межзубный. Кончик языка принимает позицию между верхними и нижними резцами. Фонемы приобретают шепелявое звучание.
- Призубный. Язык упирается в края резцов, перекрывая проход воздуха сквозь межзубную щель. Производимый звук акустически близок к [Т].
- Губно-зубной. Нижняя губа сближается с верхними зубами, воздух выходит толчкообразно. Вместо правильного звука слышится искажённый [Ф] или [В].
- Боковой. Выдыхаемая воздушная струя выходит через одностороннюю щель или по обоим боковым краям языка. Звук получается шумным, хлюпающим.
- Носовой. При фонации воздух выходит не через рот, а через носовую полость.
Причины возникновения сигматизма:
- Анатомические особенности артикуляционного аппарата. Это могут быть аномалии прикуса, укороченная уздечка языка, высокое узкое нёбо.
- Нарушения иннервации органов артикуляции. При этом ребёнку сложно управлять движениями языка и губ, что приводит к искажению звуков.
- Снижение слуха. Ребёнок не слышит звуки чётко и не может правильно их воспроизвести.
- Подражание неправильным речевым образцам. Если в окружении ребёнка есть люди с нарушениями речи, он может перенять неправильное произношение.
- Педагогическая запущенность. Если с ребёнком мало разговаривают или не обращают внимания на его речь, это может привести к задержке речевого развития.
- Общее недоразвитие речи. Сигматизм может быть одним из проявлений более широкого нарушения речевого развития.