С 1 сентября 2022 вся онлайн-реклама, показывающаяся на территории России, размечается особым образом. Разметка, или маркировка, рекламы включает 4 основных действия:
Подачу информации о конечном заказчике перед размещением рекламы.
Получение токена — уникального идентификатора рекламного объявления, присваиваемого оператором рекламных данных для каждого креатива.
Добавление пометки «Реклама» ко всем креативам.
Подачу остальной информации о рекламе и участниках цепочки в соответствии с подзаконными актами, включая разаллокацию (детализацию) акта с рекламной системой по актам заказчиков (актуально для рекламных агентств и паблишеров, работающих напрямую с селлерами и прямыми рекламодателями, которые хотят подавать данные самостоятельно).
Информацию от всех участников цепочки: рекламодателей, рекламных систем, паблишеров и посредников (агентств и фрилансеров) операторы рекламных данных (ОРД) передают в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) — систему учета рекламы, которую создает Роскомнадзор. ОРД также выдают токены на рекламные креативы и хранят их как минимум в течение одного года. По новому закону все участники рекламной цепочки отвечают за передачу данных в ЕРИР. В реестре фиксируются и агрегируются данные ОРД, а рекламодатели и иные участники цепочки размещения рекламы могут получить сведения о проведенных рекламных кампаниях.
Яндекс, как оператор рекламных данных, выдает токены для каждого креатива перед размещением в Директе. А также добавляет пометку «Реклама». Эти условия прописаны в оферте, на основании которой Яндекс размещает вашу рекламу.
Если вы хотите передавать данные в ЕРИР через Яндекс, вам нужно указать необходимую информацию в кабинете Директа, остальное Яндекс сделает за вас.
Вы сами ведете свою рекламу В меню нажмите на свой логин и выберите Мои настройки. На странице Настройки пользователя укажите данные о конечном рекламодателе (заказчике рекламы):
для физических лиц — свой ИНН или телефон.
для юридических лиц и ИП — свой ИНН, VAT или другой регистрационный номер (для нерезидентов РФ).

Под полем ИНН/VAT перейдите по ссылке к форме, чтобы указать дополнительные сведения о рекламодателе. Это необязательно, но мы рекомендуем передавать максимум данных.
Подробнее
Вы — представитель агентства и работаете напрямую с клиентом До показа рекламы
В меню нажмите на свой логин и выберите Мои настройки. На странице Настройки пользователя укажите данные о конечном рекламодателе (заказчике рекламы):
для физических лиц — ИНН или телефон.
для юридических лиц и ИП — ИНН, VAT или другой регистрационный номер (для нерезидентов РФ).

Под полем ИНН/VAT перейдите по ссылке к форме. В разделе Атрибуты конечного рекламодателя укажите все известные сведения о заказчике рекламы. Это необязательно, но мы рекомендуем передавать максимум данных.
После показа рекламы
В Партнерском кабинете в разделе «Отчет для Маркировки» нужно добавить информацию об организациях и актах до 30-го числа месяца, следующего за отчетным. Например, информацию за сентябрь необходимо передать до 30 октября.
Подробнее
Вы — представитель агентства и работаете как посредник До показа рекламы
В меню нажмите на свой логин и выберите Мои настройки. На странице Настройки пользователя укажите данные о конечном рекламодателе (заказчике рекламы):
для физических лиц — ИНН или телефон.
для юридических лиц и ИП — ИНН, VAT или другой регистрационный номер (для нерезидентов РФ).

В разделе Атрибуты конечного рекламодателя укажите все известные сведения о заказчике рекламы.
Выключите опцию Я — конечный рекламодатель.
В разделе Атрибуты контрагента конечного рекламодателя укажите все известные сведения о посреднике.
В разделе Атрибуты договора с конечным рекламодателем укажите все известные сведения о договоре между рекламодателем и посредником.
После показа рекламы
В Партнерском кабинете в разделе «Отчет для Маркировки» нужно добавить информацию об организациях (всех участниках цепочки) и актах до 30-го числа месяца, следующего за отчетным. Например, информацию за сентябрь необходимо передать до 30 октября.
Подробнее
Яндекс может устанавливать режим коммерческой тайны в отношении рекламы, размещенной в Директе.
К информации, составляющей коммерческую тайну Яндекса, могут относиться сведения:
о стоимости оказанных услуг;
о порядке ценообразования;
о статистике или иной информации, имеющей коммерческую ценность для Яндекса в силу ее неизвестности третьим лицам.
Таким образом, каждый месяц необходимо передавать данные по актам между агентством и Яндексом в ОРД Яндекса. Данные по актам между агентством и его контрагентом можно загружать в любой ОРД, если не раскрываются данные, относящиеся к коммерческой тайне Яндекса. При этом все равно необходимо заполнить отчет в Партнерском кабинете и отправить в ОРД Яндекса:
Принимая решение о передаче информации о рекламе третьим лицам, в частности сторонним ОРД, ознакомьтесь с условиями оферты Яндекс Директ.
Организационные вопросы
Какие данные надо передавать в ЕРИР?Перечень данных установлен Распоряжением Правительства от 30.05.2022 г. № 1362-р. Это информация обо всех участниках цепочки размещения рекламы (например, ИНН рекламодателя и площадки, роль в цепочке размещения), а также данные о самой рекламе (например, вид ценообразования, стоимость, объемы и сроки размещения рекламы).
Как выглядит процесс передачи данных?Основная модель — передача данных в ОРД, который их агрегирует, а затем передает их в ЕРИР. Схема взаимодействия между участниками рынка и ОРД будет зависеть от конкретного ОРД и рекламных систем, которые он обслуживает.
На ком лежит ответственность за передачу данных по рекламе государству?На всех участниках цепочки размещения рекламы.
Есть ли какая-то ответственность за неисполнение закона?На текущий момент специальные правила ответственности (сверх текущих) за нарушение новых требований ФЗ “О рекламе” отсутствуют. Тем не менее, необходимо учитывать возможность появления такой ответственности в будущем, а также иные аспекты, связанные с обязательным учетом рекламы (например, негативные налоговые последствия для рекламодателей и остальных участников цепочки в связи с некорректным учетом рекламы).
Кто будет выявлять не промаркированную рекламу? Какой порядок?Выявлением немаркированной рекламы занимаются РКН и ФАС.
Какая реклама не подпадает под маркировку? Email-рассылки, push-уведомления и другие форматы, прописанные в законе, не попадают под маркировку.
Размещение и продвижение объявлений о продаже товаров, работ и услуг на классифайдах (Авто.ру, Яндекс Недвижимости, Яндекс Услугах) не является рекламой, а потому к ним изменения в ФЗ "О рекламе" не применяются.
Подлежит ли маркировке аудиореклама в интернете?Аудиореклама в интернете попадает под закон о маркировке. Процесс передачи и состав информации такие же, как и для любой другой рекламы.
Попадает ли реклама у блогеров под обязательную маркировку?Размещение рекламы у блогеров попадает под закон. Поэтому для такого вида рекламы (баннеры, видео, продакт-плейсмент) обязательно получение токена у ОРД и хранение креативов. Отчет подает сам блогер (в своей части), а также агентство/рекламная система или напрямую рекламодатель, если он не делегировал агентству/рекламной системе передачу данных.
Токен
Что такое токен и для чего он нужен?Токен - уникальный идентификатор рекламного объявления (это может быть баннер, видеоролик и т. д.), который содержит информацию о конечном рекламодателе. ОРД выдает токен для каждого рекламного креатива. По токену собирается вся информация о рекламе.
Сколько времени занимает получение токена?Токен должен быть автоматически сгенерирован в ОРД. При этом детали и сроки в законе не установлены. В Яндексе, после указания всех необходимых данных и загрузки креативов в Директ, токен будет сформирован автоматически.
Можно ли будет разместить рекламу без токена?Нет, нужно получить индивидуальный токен в ОРД до старта рекламной кампании. Яндекс автоматически присвоит токен при заведении кампании в Директе.
Какие данные нужны для получения токена на рекламное объявление?Для регистрации креатива в ОРД необходимо предоставить как минимум основные сведения о договоре с конечным рекламодателем (о самом первом договоре в цепочке). Остальные детали будут зависеть от конкретного ОРД.
Как поменяются правила или сроки модерации рекламных материалов? Как планируется осуществлять передачу данных? Ведь это тоже может влиять и на формат предоставляемых данных, и на сроки.В Яндексе генерация токена будет происходить автоматически, а модерация будет проходить в стандартные сроки. Мы всегда стремились к тому, чтобы этот процесс был максимально быстрым.
Если в процессе кампании мы оперативно меняем креатив, то нужно ли будет получать еще один токен?Для каждого креатива необходимо получение нового токена. В Яндексе это будет сделано автоматически.
ОРД Яндекса
Нужно ли мне, как рекламодателю, подписать какие-то документы, чтобы передавать данные в ОРД Яндекса из Директа? Как это сделать? В какие сроки?Ссылки на условия передачи данных в ЕРИР через Яндекс автоматически добавлены в оферту
Директа и вступят в силу с 1 сентября 2022 года. С вашей стороны дополнительно ничего делать не нужно. Каждый раз при заведении информации о кампании в Директе вы соглашаетесь с условиями передачи данных в ЕРИР.
Сколько будут стоить услуги ОРД Яндекса?Услуга маркировки бесплатна для текущих партнеров на тестовый период в 6 месяцев. Дальнейшая тарификация пока находятся в проработке.
Может ли Яндекс (как рекламная система) передать данные в ОРД?С 1 сентября Яндекс фактически начнет выполнять функции ОРД и передавать данные в ЕРИР. Официальный статус Яндекса как ОРД будет оформлен по итогам рассмотрения заявки РКН.
Увидит ли Яндекс данные по другим рекламным системам, которые передаются в его систему ОРД? Может ли использовать эти данные?Согласно закону любой ОРД обязан соблюдать конфиденциальность и не имеет права передавать такие данные третьим лицам или использовать для получения прибыли.
Я не хочу передавать данные в ОРД Яндекса, а хочу использовать стороннего ОРД. Где и как я могу об этом заявить?Если вы хотите передавать данные через другой ОРД, то вы можете просто не заполнять необходимую информацию через интерфейсы ОРД Яндекса, а сделать это в другом ОРД. При этом Яндекс обязан передать информацию о договоре с вами в ЕРИР в качестве оператора рекламной системы.
Можно ли использовать для хранения креативов другого оператора, а передавать все данные через ОРД Яндекса?Законом не ограничено количество ОРД с которыми можно взаимодействовать.
Если я выбрал в качестве ОРД VK, то как Яндекс отнесется к тому, что мы передаем данные в VK?По закону вы имеете право выбрать любой ОРД. Скорее всего, самый удобный способ будет такой: в VK несете то, что размещаете в VK, в Яндекс — то, что размещаете в Яндексе. Если вы хотите подать данные по другой рекламной системе через ОРД Яндекс, то у нас будет предусмотрена для этого API ОРД. Следите за обновлениями и новостями.
Значок «Реклама»
Должен ли быть конечный заказчик быть отражен на рекламном объявлении?Закон требует указывать рекламодателя в объявлении или давать ссылку на ресурс, где можно получить информацию о нем. Так, со своей стороны, Яндекс автоматически делает пометку Реклама на рекламных блоках, а также дает подробную информацию о рекламодателе в РСЯ.
Как на креативах должна указываться ссылка на рекламодателя?На самих креативах будет только пометка
«Реклама». В РСЯ также информацию о рекламодателе можно узнать из
«пульта» управления рекламой, который есть на каждом баннере РСЯ. Для государства такой информацией будет служить также токен креатива, который линкуется с информацией о конечном рекламодателе, но никак визуально не отображается на самом рекламном объявлении.
Отчетность о размещении рекламы и коммерческая тайна Яндекса
Все рекламодатели во всех, за исключением установленных в подзаконных актах, случаях, обязаны предоставлять сведения о рекламе в ЕРИР через ОРД. Рекламодатель может поручить обеспечить процесс передачи данных по договору исполнителю по договору (например, агентству или рекламной системе).
Я самостоятельно размещаю рекламу в Директе. Нужно ли мне что-то делать, чтобы исполнять закон?Постановление Правительства от 25.02.2022 г. № 948 позволяет рекламодателю делегировать рекламной системе или рекламной площадке предоставление информации о рекламе в ЕРИР на основании договора. Яндекс будет помогать своим клиентам исполнять требования закона. Ссылки на условия передачи данных в ЕРИР через Яндекс уже автоматически добавлены в оферту и вступят в силу до 1 сентября. С вашей стороны дополнительно ничего делать не нужно. Каждый раз при создании кампании вы соглашаетесь с условиями передачи данных в ЕРИР.
Куда нужно будет вносить данные в Яндексе?В личном кабинете Директа нужно будет указывать данные о рекламодателе, а в
Партнерском кабинете заполнять отчетную информацию.
Что нужно сделать рекламному агентству для исполнения закона? На уровне рекламного аккаунта в Директе необходимо указать данные о рекламодателе (конечном заказчике). Показы смогут начаться только после указания всех необходимых данных и разметке креативов токенами. Токены будут проставляться автоматически. Токены не будут визуально отображаться на креативах.
По итогам месяца вам нужно будет отправить отчет с данными о заказчике рекламы в разрезе клиентского логина/кампании за отчетный период (месяц). Срок — до последнего числа месяца, следующего за отчетным. Отправить отчет можно через интерфейс Партнерского кабинета в разделе «Отчет для Маркировки». В случае не заполнения данных о конечном рекламодателе, в ЕРИР будут переданы данные контрагента рекламной системы (то есть агентства), и агентство приравняется к конечному рекламодателю (со всеми вытекающими последствиями, в том числе налоговыми, для рекламодателя).
Почему возможность передачи данных в Директе ограничена только Яндекс ОРД? При передаче данных в ЕРИР через ОРД Яндекса гарантируется защита данных и обеспечение коммерческой тайны всех участников цепочки размещения рекламы. В случае использования внешних ОРД, Яндекс не может подтвердить такие гарантии. Это повышает риски утечек информации, содержащей коммерческую тайну.
Я только планирую подавать данные. Чем мне грозит загрузка финансовых данных в другое ОРД? В оферту Директа и других рекламных сервисов добавлен пункт, регламентирующий подачу информации. Яндекс рассчитывает на добросовестность своих партнеров. Единый кабинет ЕРИР позволяет отслеживать добросовестность исполнения договора агентством.
Разве акты между Яндексом и агентством не подаются автоматически? Достаточно ли для детализации актов тех данных о клиентах, которые я вносил в рекламные кабинеты? Яндекс подает данные со своей стороны, но для того, чтобы произвести детализацию актов по клиентам недостаточно размещения информации в Директе. Необходимо обязательно отправить отчет с указанной информацией о конечных клиентах через Партнерский кабинет. Иначе данные будут переданы так, как будто агентство является конечным рекламодателем.
Как я могу получить подтверждение, что мой отчет отправлен из Партнерского кабинета в ЕРИР? Яндекс покажет технический лог об отправке в Партнерском кабинете.
В течение какого времени информация по рекламной кампании должны быть передана в ЕРИР?Креативы, а также атрибуты исходного договора, должны быть переданы в ОРД до первого показа, а акты и статистические показатели — до последнего дня месяца, следующего за отчетным. ОРД передает в ЕРИР информацию до последнего дня месяца, следующего за отчетным, в котором была получена информация, поэтому мы рекомендуем предоставлять информацию в ОРД заранее.
Когда первый раз нужно будет передать информацию? В октябре 2022 за сентябрь 2022 или в сентябре 2022 за август 2022?С 1 сентября все креативы, а также атрибуты исходного договора должны быть переданы в ОРД. Далее акты и статистические показатели (например, количество показов) за сентябрь должны быть переданы в ОРД до 30-го октября.
Что будет с рекламными кампаниями, в которые не внесут нужную информацию до 1 сентября?С 1 сентября на новых логинах нельзя будет запустить кампании без нужной информации. Уже активные кампании продолжат работу после 1 сентября, а креативы автоматически получат токен. Но в случае не заполнения данных о конечном рекламодателе в интерфейсе Директа и после окончания месяца в отчете в Партнерском кабинете, в ЕРИР будут переданы данные контрагента рекламной системы (то есть агентства), и агентство приравняется к конечному рекламодателю (со всеми вытекающими последствиями, в том числе налоговыми для рекламодателя).
Внимание. Специалисты отдела клиентского сервиса могут вас проконсультировать только по рекламным кампаниям того логина, с которого вы обращаетесь. Логин можно увидеть в правом верхнем углу экрана. Специалист получит доступ к вашим данным только при обработке обращения.
Написать в чат