Ошибки в кассовых чеках

После передачи чека от кассы оператору фискальных данных (ОФД) и в последствии в налоговую службу (ФНС) этот чек проходит ряд проверок по самым разнообразным критериям. Рассмотрим каждый этап на примере сервиса Яндекс ОФД.

Первый уровень проверки чека (техническая проверка)

Первая проверка фискального документа проходит на этапе его приема оператором фискальных данных от контрольно-кассовой техники пользователя. Попытка приема может закончиться ошибкой, если ОФД не сможет полностью распознать содержание чека или подтвердить его принадлежность кассе, с которой он передается. Дубликат чека также не будет принят.

Технические ошибки делятся на три группы:

Причина: Возникает, когда фискальный документ не удается расшифровать частично или полностью. Как правило, такая ошибка свидетельствует о неисправности фискального накопителя.

Решение: Обратиться за помощью к производителю ФН.

Причина: Runtime не может разобрать чек. То есть документ удается расшифровать, но из-за наличия в нем некорректных элементов дальнейшая его обработка невозможна.

Решение: Обратиться за помощью в Центр технического обслуживания кассы (ЦТО ККТ).

Пример: в чеке передан тег bd04, он же тег «1213», он же поле «Ресурс ключей ФП», который должен быть длиной в 6 байт: 2Б на тип тега, 2Б на длину, 2Б на значение тега (так как у него фиксированная длина). Однако в переданном чеке на значение тега выделен всего 1 байт, что идет вразрез с форматом фискальных данных. Такой документ не будет принят оператором.

Причина: Реквизиты фискального документа не соответствуют ранее заявленным.

Решение: Устранить причины и отправить чек в ОФД снова.

Примеры:

  • Касса передала отчет о перерегистрации с новым номером фискального накопителя. Однако следующий чек пришел со старым номером. Такой чек оператор не примет;
  • В личном кабинете ОФД касса числится за одним серийным (заводским) номером, а в фискальном документе указан другой;
  • В личном кабинете ОФД касса не заведена. В таком случае мы примем только отчет о регистрации, а для следующего, например, открытия смены, будет отказано в приеме;
  • По кассе не оплачены услуги ОФД.

Второй уровень проверки чека (форматно-логический контроль)

Следующим этапом проверки фискального документа является форматно-логический контроль (ФЛК). Законодатель определил перечень ошибок, которые он считает критическими. С ноября 2023 года оператор должен выявлять чеки с такими ошибками ФЛК и помещать их в специальную базу данных ФНС, которую называют «жестким карантином». Из «жесткого карантина» достать забракованный документ уже невозможно.

Примеры часто встречающихся критических ошибок:

Код ошибки Описание
420 Отсутствует обязательный тег
423 Присутствуют незадекларированные теги
502, 503 Неверное время на кассе
507 Сумма по способам оплаты не соответствует общей сумме чека
510 Признак агента по предмету расчета требует присутствия ИНН поставщика

Решение: Владельцу необходимо понять, в чем именно заключаются ошибки и сформировать чек коррекции, исключив или исправив все обнаруженные недостатки.

Отчет по ошибкам

В личном кабинете Яндекс ОФД можно бесплатно заказать отчет «Ошибки в чеках (ФЛК)» — с его помощью можно получить список обнаруженных ошибок форматно-логического контроля.

Третий уровень проверки чека (приемный контур ФНС)

Если фискальный документ успешно прошел все проверки ОФД, то он передается в приемный контур ФНС. Здесь налоговая служба уже со своей стороны проводит завершающий цикл проверок. По итогам чек может быть:

— в хранилище, куда попадают фискальные документы от ККТ, регистрация которых не завершена.

Решение: завершить регистрацию ККТ, после чего продолжится обработка фискальных документов, попавших ранее в «мягкий карантин».

— сюда попадают фискальные документы, переданные в ОФД с ККТ, снятой с регистрации по заявлению или по инициативе ФНС.

Решение: Документы могут быть приняты к учету, если ФНС отменит свое решение о снятии кассы с учета.

— когда при повторном ФЛК на стороне ФНС найдены некритические ошибки.

Решение: обратиться в ЦТО ККТ для обнаружения и исправления ошибок. Обычно в этой ситуации корректировать уже сформированные чеки не требуется, но лучше проконсультироваться в ФНС.

— в случае обнаружения дубля фискального документа, такой чек принимается с ошибкой и просто удаляется из базы.

————————————————————————————————————————————————————

Правовые документы

Телематическая лицензия

Разрешение ФНС

Лицензия на деятельность по технической защите