Выиграйте промокод на 1 млн ₽ для развития бизнеса

Перейти
  1. Главная /
  2. Обучение /
  3. Полезные материалы /
  4. Яндекс Метрика /
  5. Статьи /
  6. Модели атрибуции: какие бывают, чем отличаются и как выбрать подходящую

Модели атрибуции: какие бывают, чем отличаются и как выбрать подходящую

Чтобы совершить заказ или оставить заявку на сайте, потенциальному клиенту часто необходимо несколько контактов с компанией или брендом. Например, пользователь кликает по рекламе и подписывается на рассылку, а затем возвращается в интернет-магазин по кнопке из письма и оформляет заказ.

Определить, какой клик или визит на сайт привёл к целевому действию, поможет атрибуция. Рассказываем, как она работает.

Что такое модель атрибуции

Атрибуция — это способ определить переход на сайт, благодаря которому посетитель совершил конверсию, например оформил заказ или оставил контакты. Простыми словами, она помогает узнать, какой вклад вносит каждый источник привлечения клиентов в достижение конверсии.

Допустим, чтобы купить товар, оставить заявку или заполнить форму, клиент несколько раз взаимодействует с различными источниками продвижения. Например:

  • Впервые человек видит рекламу в социальных сетях, затем переходит на сайт, но не оформляет заказ
  • Далее он получает рассылку, снова посещает сайт, добавляет товар в корзину, но не оплачивает
  • После этого встречает баннер в РСЯ, кликает на него, попадает в интернет-магазин и оплачивает заказ

Атрибуция помогает определить шаг, который сыграл решающую роль в этой цепочке. Используя полученные данные, можно повышать эффективность продвижения:

  • Распределять бюджет между рекламными каналами
  • Определять источники, которые не приносят конверсий, и отключать их
  • Показывать выгодные предложения для каждого клиента в удобном для него канале

Есть разные способы определить наиболее ценный источник продвижения — они называются моделями атрибуции. Разберём их подробнее в следующем разделе.

Какие существуют модели атрибуции

В маркетинге используется около 10 моделей. Рассмотрим наиболее распространённые.

По первому переходу

Ценность отдаётся каналу, с которого человек первый раз перешёл на сайт. Благодаря этому можно узнать источники, через которые люди знакомятся с компанией.

Кому подходит. Компаниям, которые работают в нишах с длительным циклом продаж. Например, это может быть индустрия авто или недвижимости. В подобных сферах клиент перед покупкой может несколько раз взаимодействовать с брендом, возвращаясь на сайт из разных рекламных источников.

Схема модели атрибуции по первому переходу

Модель атрибуции по первому переходу
Схема модели атрибуции по первому переходу
Модель атрибуции «По первому переходу»

По последнему переходу

Вся ценность присваивается последнему каналу, с которого человек пришёл на сайт перед конверсией. Промежуточные точки касания с брендом не учитываются.

Кому подходит. Сферам бизнеса, где спрос на товар сформирован и решение о покупке принимается быстро. Например, заказ билетов, такси, доставка продуктов, готовой еды, цветов.

Схема модели атрибуции по последнему переходу

Модель атрибуции по последнему переходу
Схема модели атрибуции по последнему переходу
Модель атрибуции «По последнему переходу»

По последнему значимому переходу

Все каналы привлечения клиентов делятся на значимые и незначимые. Единственно ценным считается последний значимый канал.

Значимые и незначимые источники

Разделение на значимые и незначимые источники
Значимые и незначимые источники
Разделение источников на значимые и незначимые

Когда подходит. Если необходимо определить или оценить наиболее эффективные каналы привлечения без учёта незначимых источников — например, чтобы спланировать маркетинговые активности. При этом не будут учитываться внутренние переходы или те, которые пользователь совершил, когда ввёл URL сайта напрямую в адресной строке.

Схема модели атрибуции по последнему значимому переходу

Модель атрибуции по последнему значимому переходу
Схема модели атрибуции по последнему значимому переходу
Модель атрибуции «По последнему значимому переходу»

Линейная

Учитывает все источники взаимодействия пользователя с брендом и распределяет между ними ценность в равных долях. Например, на пути клиента было четыре точки касания — получается, что вклад каждой из них равен 25%.

Когда подходит. Если нужно оценить, какой источник во всей цепочке касаний не приводит к конверсиям. Этот канал продвижения можно отключить.

Схема линейной модели атрибуции

Линейная модель атрибуции
Схема линейной модели атрибуции
Линейная модель атрибуции

По времени

Учитывает все источники трафика, но наибольшую ценность отдаёт тому, который был ближе всего к конверсии. Считается, что более ранние визиты внесли меньший вклад. Например, если рассматривать четыре шага на пути клиента к покупке, то первое касание получит 10%, второе — 20%, третье — 30%, а последнее будет оценено в 40%.

Когда подходит. Если нужно отдать наибольшую ценность последнему источнику и только частично выделить те, которые предшествовали ему. Однако этот способ может быть неинформативным для длинных циклов продаж. Ценность смещается к концу цепочки взаимодействия — из-за этого сложно оценить их вклад в конверсию первых точек касания.

Схема модели атрибуции по времени

Модель атрибуции по времени
Схема модели атрибуции по времени
Модель атрибуции по времени

U-образная

Наибольшая значимость — у первого и последнего визитов, они получают по 40%. Оставшиеся 20% распределяется между остальными каналами.

Когда подходит. Если необходимо одновременно подчеркнуть вклад первого источника и того, которым закончилась цепочка взаимодействия.

Схема модели U-образной модели атрибуции

U-образная модель атрибуции
Схема модели U-образной модели атрибуции
U-образная модель атрибуции

Какие модели доступны в Яндекс Директе

В Директе используется пять видов атрибуции: автоматическая, первый переход, последний переход, последний значимый переход, последний переход из Директа. Переходом считается клик по рекламе.

Кроме того, доступна опция «Кросс-девайс» — она учитывает посещения со всех устройств, с которых человек заходит на веб-ресурс.

Три модели атрибуции с опцией Кросс-девайс в Директе

Модели атрибуции в Директе с опцией Кросс-девайс
Три модели атрибуции с опцией Кросс-девайс в Директе
Опция «Кросс-девайс» в интерфейсе Директа

Задача моделей атрибуции в Директе — помочь изучить отдачу от рекламы.

В новых кампаниях по умолчанию настроена автоматическая атрибуция. С её помощью Яндекс Директ самостоятельно определяет, какой источник считать единственно ценным.

Автоматическая модель работает почти так же, как и «Последний переход из Яндекс Директа кросс-девайс». Её отличие в том, что она учитывает домохозяйства, то есть может записывать целевые действия, которые совершил один пользователь домашней сети, в пользу перехода другого пользователя этой же сети.

Как сменить модель атрибуции

1. Во время создания кампании. Нажмите «Создать» → «Кампанию» → вкладка «Режим эксперта».

Выберите один из следующих типов кампании:

  • Единая перфоманс-кампания
  • Конверсии, продажи и трафик
  • Все кампании из блока «Продажи товаров», кроме Товарной кампании и рекламы на маркетплейсах

В настройках кампании откройте меню «Дополнительные настройки» и выберите подходящую модель атрибуции.

Выбор модели атрибуции в Директе

Модели атрибуции в интерфейсе Директа
Выбор модели атрибуции в Директе
Выбор модели атрибуции на этапе создания кампании

2. В запущенной кампании:

  1. Зайдите в «Кампании» и выберите ту, в которую хотите внести изменения.
  2. Перейдите в «Настройки» → «Стратегия» → «Дополнительные настройки» → «Модель атрибуции».
  3. Выберите новую модель атрибуции.
  4. Сохраните изменения.

Модели атрибуции Метрики

Яндекс Метрика использует для анализа пять видов атрибутирования, аналогичные тем, что применяются в Директе. В качестве перехода засчитывается визит на сайт, после которого была совершена конверсия. В Яндекс Метрике также есть опция «Кросс-девайс».

Включение опции Кросс-девайс в Метрике

Опция Кросс-девайс в интерфейсе Метрики
Включение опции Кросс-девайс в Метрике
Опция «Кросс-девайс» в отчётах Метрики

Задача атрибуций в Метрике — помочь сравнить результаты разных каналов в привлечении клиентов и показать, как посетители сайта продвигаются к конверсии.

Как сменить модель атрибуции

По умолчанию в Метрике используется «Последний переход из Директа». Модель помогает определить значимость рекламных объявлений из Директа и то, как они влияют на уровень конверсий.

Изменить один вид атрибутирования на другой можно в основных параметрах отчёта. Для этого нужно перейти в раздел «Источники, сводка» и выбрать нужный вариант из списка в окне «Атрибуция».

Смена модели атрибуции в Метрике

Варианты моделей атрибуции в интерфейсе Метрики
Смена модели атрибуции в Метрике
Изменение модели атрибуции в Метрике

Какую модель атрибуции выбрать

Можно отталкиваться от следующих факторов.

Ниша бизнеса — от неё часто зависит, сколько времени проходит от момента, когда клиент узнаёт о компании, до покупки. Например, чтобы решиться на приобретение новой пары обуви или мелкой бытовой техники, человеку может понадобиться одна-две недели. А выбирать новый автомобиль или квартиру он может несколько месяцев и даже больше. В первом случае подойдёт модель «По последнему переходу», во втором — «По первому переходу».

Задача. Выбирайте конкретный вид атрибутирования, отталкиваясь от задач, которые стоят перед каналами в воронке продаж. Собрали примеры в таблицу.

Задача

Отследить, какие визиты заканчиваются конверсиями

Узнать, через какие каналы узнают о компании и приходят новые клиенты

Понять, как именно взаимодействует человек с компанией перед покупкой или заявкой

Определить вклад кампаний Директа в общий результат

Модель атрибуции

«Последний значимый переход»

«Первый переход»

«Последний значимый переход»

Автоматическая или «Последний переход из Директа»

Кроме того, важно учитывать, что некоторые модели помогают настроить кампанию в Директе, а другие нужны для анализа статистики.

В Директе рекомендуется выбирать автоматическую модель — так стратегия будет получать больше данных о конверсиях и обучится быстрее. А в Метрике можно использовать «Последний переход» или «Последний значимый переход», чтобы оценить эту же кампанию через призму того, как она закрывает цепочку касаний конверсиями.

Частые ошибки при работе с атрибуциями

Ошибка № 1. Не учитывать окно атрибуции. Оно составляет 90 дней. Если пользователь посетил ваш сайт, а потом на протяжении трёх месяцев на него не заходил, цепочка прерывается. Следующий его визит система отнесёт к «Первому переходу».

Ошибка № 2. Часто менять модель в ходе одной кампании. Выбранная атрибуция влияет не только на конверсии, которые будут учтены и оплачены. Она участвует в перенастройке и обучении алгоритмов. Именно поэтому при смене одного вида на другой стоит учитывать, что системе понадобится время, чтобы обучиться заново. Это может отразиться на показателях и снизить эффективность рекламной кампании в целом.

Кратко

  1. Модели атрибуции помогают оценивать эффективность рекламных каналов во время маркетинговых кампаний. Благодаря этому появляется возможность отключать каналы, которые не приносят результаты, а те, что приводят к высоким конверсиям, — масштабировать.
  2. Существует несколько видов атрибутирования, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы. При выборе нужно отталкиваться от задач, особенностей бизнеса и целевой аудитории. Чтобы точнее оценить результаты и вклад каждого канала, необходимо регулярно тестировать разные варианты.
  3. Чтобы избежать ошибочных результатов при анализе, необходимо придерживаться одной модели атрибуции во всех отчётах.
Метрика

Что такое конверсия в продажах и как её считать

Бизнес продвигает услуги с помощью сайта, менеджеров по продажам и рекламы. Чтобы грамотно распределять бюджеты и выбирать стратегию продвижения, полезно анализировать, насколько эффективно работает каждый инструмент.

Директ

Центр конверсий в Директе: что это и кому он полезен

Чтобы рекламные кампании были эффективными, такие действия важно отслеживать и учитывать. Для этого в Яндекс Директе есть Центр конверсий.

Подпишитесь, чтобы получать полезные материалы