Сначала мы проанализировали, кто задает на Яндексе запросы про туризм и отпуск, и составили портрет типичного российского путешественника:
Теперь мы можем представить, что наш типичный путешественник и герой этой статьи по совместительству — молодая женщина. Назовем её Яной.
Чтобы составить полное и разностороннее представление о том, как Яна планирует отпуск, в дополнение к анализу поисковых запросов мы провели опрос с помощью Яндекс.Взгляда. В нём участвовали две тысячи человек разного возраста и семейного положения со всех уголков России. Итак, рассказываем, что нам удалось выяснить.
Собраться в отпуск — дело тонкое. И не быстрое
Яна, как и все пользователи, готовится к отдыху заранее, чтобы подобрать самые выгодные предложения. В марте Яне приходит в голову мысль «Ну всё, пора планировать!» — количество общих запросов (вроде «куда поехать отдыхать») начинает расти в этот месяц и спадает только с августа. В летний сезон общие запросы сильнее волнуют Яну, чем зимой.
Яна задает половину отпускных запросов со смартфона, при этом в летний сезон количество её запросов с мобильных растет активнее, чем с десктопов.
Кликов по рекламе туризма летом становится больше
Помимо того, что с наступлением лета Яна задает больше запросов про отпуск, она ещё и чаще кликает по рекламе туристических товаров и услуг. По объявлениям про гостиничные услуги Яна чаще переходит с десктопа, а про авиабилеты — с мобильного.
Однако если посмотреть на интерес Яны к рекламе туризма на протяжении всего года, картина будет немного отличаться: по рекламе туров и ж/д билетов Яна переходит чаще зимой, чем летом.
Мысли об отпуске часто приходят в рабочие часы
Планирует Яна отпуск чаще не в выходные дни, а с понедельника по пятницу. Запросы про отели, авиабилеты и прокат автомобилей она задаёт чаще с 11 до 16, а также вечером уже после ужина — с 20 до 22 часов.
Туры выбирают из-за скидок и советов друзей
Яна ездит чаще по России, чем за границу. По России любит как путешествовать по своему региону, так выезжать в другие, особенно в Москву, Питер или Сочи. Все меняется зимой — в январе Яна предпочтёт выехать за границу, чем поехать в другой регион России. Поездки по России она в основном планирует самостоятельно, реже — покупает путевку через агентство.
При планировании путешествия самостоятельно чаще всего Яна точно знает, куда хочет поехать, и немного реже рассматривает 2-3 варианта одновременно (как и 36% респондентов). Впечатлите Яну — чтобы развеять её сомнения в выборе места отдыха, покажите ей яркую и запоминающуюся видеорекламу.
Она не сомневается в выборе места, например, если в выбранном городе может остановиться у знакомых. При выборе опирается на такие критерии: достопримечательности, климат, цены, отзывы друзей и возможность путешествовать на собственном авто.
При поездках за границу Яна полагается на помощь агентства особенно часто. Выбирает турагентство по предлагаемым скидкам, рекомендациям знакомых, читает отзывы в интернете. И, конечно же, учитывает наличие путёвок на необходимые даты. Известность бренда туроператора также очень важна для Яны, хорошо знакомые бренды внушают ей доверие.
Чаще всего она начинает искать туры примерно за полгода, но наиболее активно смотрит варианты только за месяц до отпуска.
Выбор отеля и авиабилетов занимает в среднем 23 дня
Итак, Яна наконец-таки определилась с местом отдыха. Теперь пора выбирать, как добираться и где остановиться. У Яны нет привычки сначала покупать билеты, а затем бронировать отель или наоборот — всё зависит от конкретной поездки.
Если смотреть по времени поиска, дольше всего путешественница ищет отели и авиабилеты — в среднем 23 дня. Туры и билеты на поезд удается выбрать на день быстрее. На поиск всего необходимого для организации поездки Яна тратит в среднем 30 дней.
Чаще всего Яна добирается до места отдыха на собственном автомобиле (особенно по России) или самолёте (в другую страну). Первый вариант она ценит за удобство в поездках всей семьёй и возможность корректировать маршрут поездки, а путешествие самолётом — за скорость.
По России Яна также часто ездит на поезде (по результатам опроса в поездки по РФ 37% респондентов ездили на поезде, а на собственном авто — 34%).
Когда же Яна выбирает отель, она в первую очередь обращает внимание на стоимость, близость пляжа и достопримечательностей, отзывы, а потом уже на звёздность отеля и наличие опции «всё включено». Она часто ищет отели сразу на нескольких сайтах, а иногда не зацикливается именно на этом типе жилья и параллельно смотрит другие варианты — апартаменты, квартиры, домики, санатории.
«Дама сдавала в багаж…»
Что обычно Яна берёт с собой в багаж в летний отпуск, вполне очевидно: чемодан, солнцезащитные очки и крема, шляпу, купальник и аксессуары для плавания. Интерес к этим товарам совпадает с сезонным спросом. Путешественница начинает активно искать такие товары с марта и продолжает летом. Кстати про собачку: Яна ищет, с кем её оставить на время отпуска — и самый пик запросов про отели для животных приходится на июль.
Экипировку для зимнего отдыха Яна ищет задолго до начала сезона — уже с сентября.
Знание привычек и поведения пользователей — один из ключей к уместной и тонко настроенной рекламной кампании. Читайте другие исследования по тегам «Сезонные тренды» и «Исследование» ниже.